КЪМ ЗАВЕТА

По стъпките на Кубрат и Аспарух

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Памятнику хану Аспаруху в г. Запороже быть! (част 2)

Е-мейл Печат
Съдържание на статията
Памятнику хану Аспаруху в г. Запороже быть! (част 2)
Страница 2
Страница 3
Всички страници
AddThis Social Bookmark Button

статья Ивана Петровича Ангелова

P.S. Идея написания этой статьи возникла спонтанно из простого любопытства разобраться в себе, в порывах собственной души и души народа представителем которого я являюсь. Возмутительная история вандальского отношения к памятнику хану Аспаруху своим цинизмом только подтолкнула к этому. Чем больше я вникал в суть дела, в подробности новых для меня исторических фактов, тем больше мне хотелось поделиться этим с нашими соплеменниками.

Ведь большинство из них находятся в неведении о нашем историческом прошлом, о родственных народах из семьи Великой Булгарии, с которыми ничего не подозревая, многие встречались на своем жизненном пути. Не будучи ни профессиональным историком, заангажированным политической целесообразностью, ни журналистом работающим за деньги, я писал эти строки без политических и личных мотивов, исключительно языком сердца, в надежде, что они возбудят у моих соплеменников чувства национального достоинства и гордости за наш народ. Возможно мои суждения покажутся чересчур откровенными и прямолинейными, но глядя на многие вещи глазами обычного обывателя, я их излагал сопоставимо с собственным пониманием и обуреваемыми меня чувствами. Убедительно о Болгарах для Болгар может написать только Болгарин, именно тогда читатель в состоянии оценить, до конца постигнуть и осмыслить изложенное. Не задаваясь целью, сам того не замечая, этой статьей я ответил на вопросы, волновавшие меня с детства, о происхождении нашего народа, о пройденном им историческом пути. Именно поэтому думаю, она будет не безынтересна для моих соплеменников. И если, прочитав эти строки, вы иначе посмотрите на себя, в задушевной беседе с друзьями и близкими гордо поведаете об истории своего рода, села, народа - значит цель моя достигнута. Не стесняйтесь быть самими собой - это самое большое счастье для человека, не лишайте себя этого. Не чурайтесь своего происхождения, будьте такими, какие вы есть, немногие народы мира могут похвастаться таким славным прошлым, какое имеется у нас. Говорят трудно быть белой вороной, но ведь в наш перевернутый наоборот век, когда все трудней оставаться самим собой, редкостью становятся именно черные вороны, а мы Болгары таковыми и являемся. И этим не устаем удивлять мир, зачастую любящий и ненавидящий нас одновременно. И именно за черты, которых так не достает современному человеку, порой остающиеся загадкой и для нас самих. Ведь зачастую прожив век, мы так и не понимаем, откуда у нас те или иные наклонности и порывы. Оказывается, это все передалось нам по наследству на генетическом уровне от наших предков, прошедших сложный и интересный исторический путь борьбы за выживание, исчисление которого ведется со времен Ноева Ковчега. В трактатах Ветхого Завета говорится, что среди предков древних народов в знаменитом Ковчеге был и прародитель Булгар Зиези – сын Сима и внук Ноя. Основополагающие этапы формирования нашей нации проходили в среде разноплеменного конгломерата, повсеместной ассимиляции одних народов другими. Нашими предками, древними Булгарами, неоднократно ассимилировались пришлые к ним и живущие рядом племена. Но при этом на всех этапах своего исторического развития, тесно общаясь и смешиваясь с разными тюрко и не тюркоязычными народами - ирано-персами, аллано-сарматами, турано-хуннами, угро-финами, славяно-балканами, впитывая их быт, языковую и религиозную культуру, Болгары до наших дней сохранили свой изначальный генетический код и связанную с ним индивидуальную самобытность. И те из нас, кто на уровне подсознания внутреннего мира в состоянии чуять, понимать и руководствоваться голосом этого кода, поистине могут с гордостью считать себя Настоящими Болгарами, индивидуальными носителями нашего уникального болгарского генофонда, передающегося на протяжении веков от поколения к поколению. И именно от каждого из нас зависит его будущее. История показывает, что народ как и человек, утерявший свой изначальный генетический код, подвержен упадку в своем дальнейшем развитии, без национальной основы обречен на вымирание или ассимиляцию другими более сильными представителями. Эта судьба постигла многих канувших в небытие доминирующих народов мира, некогда игравших ключевую роль в мировой истории, навсегда забытых и преданных ею глубокому забвению.

В традиционной тюркологии первым государством Булгар считается Великая Булгария хана Кубрата (632-668г.н.э.). Но дунайско-болгарские ученые полагают, что Булгары располагали государственной организацией еще до н.э. в регионе верхнего течения Амударьи, в горах Памира и Гиндукуша, в самой цивилизованной части Средней Азии, некогда освоенной древними Ариями. Существует теория об Арийском происхождении Булгар, их мировоззрения и менталитета. Насколько она верна, судить сложно, но вероятность смешения вполне возможна. Арии и Булгары могли пересекаться в верховьях течения реки Амударья. Насколько это совпадение возможно по времени неизвестно, но на протяжении всего исторического развития в действиях Булгар явно прослеживаются элементы во многом свойственные древним Ариям. Арии (землепашцы) - северный народ, в древности прошедший долгий путь до Индии с благородной миссией окультуривания пребывающих в невежестве туземных племен. Считается, что именно от них ведут свое начало многие индоиранские народы. Известно об их долгом пребывании на Памире в районе Амударьи, откуда они продолжительный период времени сеяли по свету свои передовые учения. Возможно именно там наши предки, попав под их влияние, многое от них переняли и внедрили в свою повседневную жизнь. Вероятно, это и поспособствовало моменту зарождению нации Болгар, определило весь дальнейший путь их национального развития. А момент этот наступил именно здесь на берегах Амударьи, на территории нашей исторической Прародины - Бактрии. В этих местах наша нация впервые заявила о себе, в среде разноплеменных азиатских народов прошла этап младенчества, вошла в мировую историю под гордым именем Булгар.

В начале первого тысячелетия до н.э., пришедшие с евроазийских степей в Среднюю Азию ираноязычные народы, смешиваются с жившими здесь племенами поздней бронзы. Местное население принимает их язык и культуру, становится ираноязычным. Образовываются территории сложения: Древняя Бактрия (бассейн Амударьи) - население древние Бактрийцы; Согд (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи) - население древние Согдийцы; Фергана (Ферганская долина) - население Парканы или древние Ферганцы. Как сообщает болгарский ученый Петр Добрев, в хорошо известном латинском анонимном хронографе от 345г., имя древних Булгар употребляется для обозначения древних Бактрийцев, населявших территорию долины верхнего течения Амударьи. Их прямыми потомками считаются Болгары и Таджики, национальные флаги которых по сей день одинаковыми по цвету полосами напоминают о тех далеких временах. Говорили они на языке близком к индоиранской подгруппе (фарси), на котором по сей день говорят многие жители Средней Азии. Как и все жители этого региона верили в различных богов, покровителя воинов - Митры, богиню плодородия - Анехиту, покровителя звезд и небес –Тишриз. В период Y11- 111в. до н.э. их языческая вера постепенно подменяется верой в единого справедливого бога – победителя света над тьмой Ахура-Мазды, который обобщает в себе силу и мудрость всех старых богов. В зависимости от сложившихся традиций и обычаев родовой общины, подавляющее число древних Бактрийцев верили и в своих домашних богов - древних покровителей рода. Занимая долинную и горную территорию, Бактрия на севере граничила с Согдом, а согдийцы северную часть Памира называли Блгар, арабы – Бургар, афганцы – Фалгар или Палгар. Отсюда и пошло название народа проживающего у подножия гор в долине. Эта благодатная долина расположена вокруг древнего Термеза, на обеих берегах Амударьи между горной цепью Гиндукуша и хребтами Памира. Сегодня является частью территорий северного Афганистана, южного Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Именно через ее земли пересекая Амударью, Советские войска в 1989г. покидали Афганистан. Территория Бактрии со всех сторон кроме юга защищена горными кряжами. Абсолютная защищенность от холодных ветров и суховеев, умеренный теплый климат, плодородная почва и прохладные воды Амударьи превратили ее в естественный оазис, ставший родиной пшеницы и многих других культурных растений и злаков. По всей видимости, на ее благодатных просторах и были заложены основы нашей национальной культуры в выращивании овощей и фруктов, животноводства и кулинарии. Эти характерные черты по сей день присущи народам, проживающих на этих и сопредельных землях. Среди них особенно выделяются оставшиеся в этих местах потомки древних Бактрийцев - Таджики. А обусловлено это тем, что здесь в древнейшем центре земледельческой культуры и образования государственности Средней Азии рабовладельческое общество существовало уже в начале первого тысячелетия до н.э.. Внутренние отношения формировались под влиянием, пересекающихся здесь древних торговых путей, ведущих в разные части света и несущих сюда знания и культуру многих наций и народов. В Y1 - 1Y вв. до н.э. Бактрия входит в державу Ахеменидов, затем в империю Александра Македонского, затем в состав Греко-Бактрийского царства, во втором веке до н.э. вместе с Согдом становится центром Кушарского государства. Область к югу Амударьи именовалась Балх – название города и племени, составляет первую часть этнонима балх-ар/балхар/болгар. Таким образом в самой цивилизованной части Средней Азии, наряду с многими разнородными племенами, после 1Yв. до н.э. влившиеся в семью тюркских народов, жили балхары/балгары, которые создали здесь государства Балгар и Балхара, славившиеся как «страна тысячи городов». Для нас современных Болгар эта Земля Обетованная, национальная колыбель, с находящимися на Афганской стороне родными названиями местностей - Шумен и Варна, населенным пунктом Балх, единственным местом в Средней Азии, где по сей день танцуют танец очень напоминающий хоро. Именно отсюда в период бурной эпохи великого переселения народов , наши предки - древние Булгары, изгнанные кочевыми племенами, были вынуждены расселиться на обширной территории от Прикаспья и Северного Причерноморья до Прикамья и Сибири. При этом дунайско-болгарские ученые полагают, что в 11-111вв.н.э. (время процветания в Средней Азии империи кусанов /касанов/ казанов) на территории Урало-Поволжья уже существовало Булгарское государство. Оно сыграло огромную роль в этническом развитии верхнего Поволжья, особенно региона Казани. Регион нижнего течения Волги, Прикаспия, Закавказья, территории нынешнего Краснодарского края, Таманского полуострова и прилегающие к ним побережья Азовского и Черного морей, освоены ими были еще ранее, задолго до н.э.. Подтверждением этого является тот факт, что в Y11в.до н.э. во время колонизации греками Северного Причерноморья здесь, на берегу Керченского пролива, уже существовали города Фанагория и Пантикапей и проживали здесь оногуры/фоногуры/ - непосредственные предки Булгар. Пантикапей исторически восходит к булгаро – тюркскому Понтыкапы, т.е. понт-капа «врата Понта». По другому этот город по тюркски/по болгарски/ назывался Кирши «вход», ныне он именуется, как Керчь. Древнее название Черного моря - Понты (черный «слишком богатый») также восходит к тюрско-болгарскому «бунты/пунты», что означает «богатое едой, пищей, кормилица». Таким образом, этот регион с древних времен всегда являлся местом исконного расселения и проживания Булгар. И именно поэтому основная масса народов, испокон веков проживающих на территории Прикаспия, Кавказа, Северного Причерноморья, Крыма, Приазовья и прилегающих к ним степей, свое изначальное происхождение ведут сугубо от древних булгарских корней.

В 360г.н.э. Волгу пересекают выходцы из монгольских степей, вытесненный с окраин Китайской империи, народ хунну(гунну, гунны). Согласно материалов научно-исследовательского труда известного российского ученого Эдуарда Паркера «Татары» , этот воинственный народ - властелин степей, с 11 в. до н.э. по 1Yв.н.э. контролировал и взимал дань с территорий Монголии, Дальнего Востока, Забайкалья, Европейской части до Балтийского моря, Средней Азии до Афганистана. Как и монголо-татары, вошел в историю беспощадным завоевателем, на протяжении веков угрожавший целостности Китайской и Византийской империй. Именно его многовековая кипучая деятельность, подчинение себе многих народов и территорий, сыграла основополагающую роль в формировании из среды тунгусских племен нации Тюрков, повсеместно способствовала процессу великого переселения народов в 1Y – Y11в.н.э. Придя в Закавказье, за десять лет с 360 по 370г.н.э. он подчинил и вынудил стать своими сателлитами живших на правом берегу Волги Булгар и Алан (потомков скифов, предков современных осетин), покорил многие народы Азии и восточной Европы. С гуннами, в качестве военных союзников, Булгары и пришли в Европу. Начиная с 375г.н.э., вместе с ними принимали активное участие в их опустошительных походах на азиатские государства и Византийскую империю. В период правления западно-тюркским каганатом Аттилы (406-453г.н.э.), основательно заявили о себе, играли ключевую роль среди 45 племен гуннского союза. На протяжении двух последующих веков, вплоть до его распада, являлись основной доминирующей силой тюрков. Гунны вели кочевой образ жизни, не имея постоянного места жительства, возили с собой весь свой скарб и семьи - женщин, стариков, детей. Болгары в отличии от них являлись оседлым народом, в военные походы уходили только мужчины, оставшиеся дома возделывали землю, разводили скот. Кроме веры в своих древних богов и единого бога Ахура-Мазды, под влиянием гуннов, они начинают почитать своим верховным божеством бога неба Тенгри, во многом сходным с их древним богом Тишриз – давним покровителем звезд и небес. Периодически в ритуальные дни, в зависимости от религиозного цикла или события, ему приносились жертвоприношения в виде животных чисто белого окраса - лошадей, телят, коз, гусей. Именно здесь в разноплеменной гуннской среде Булгары окончательно становятся тюркоязычными, говорят на своеобразном языковом суржике тюркского с восточноиранским, с преобладающими тюркскими оборотами речи. Верования в бога неба Тенгри и основные элементы этого языка, на сегодняшний день сохранились только у одной из ветвей потомков Булгар - у Чувашского народа. Этот народ по праву считает себя прямым наследником быта, культуры и вероисповедания наших общих предков – древних Булгар.

Бытует версия, что сам Аттила имеет какое-то отношение к правящему булгарскому роду Дуло. И именно его заслуги в создании гуннской империи, раскинувшейся от Китая до Черного моря и Рейна, от Датских островов до берегов Дуная, впоследствии после распада западно-тюркского каганата в 630г.н.э., стали одним из определяющих факторов в получении Булгарами доли из указанной территории, для образовании собственного государства. Здесь в гуннском водовороте Тюркского каганата Булгарская знать разделилась на два конкурирующих между собой клана, возглавляемые правящими родами Дуло и Ашина, впоследствии определившие весь исторический путь развития Булгар и нас их потомков. Род Ашина не пользуясь авторитетом, не обладая браздами правления в Булгарской среде, возглавил враждебные им племена хазар(предков современных Башкир). Народа, по своему этническому происхождению очень близкого Булгарам, выходца с сопредельной в Бактрии территории, говорящего с ними на одном языке, но в тот исторический период исповедующего иудейскую веру. Существует легенда, что свои названия эти народы получили от имен двух поссорившихся братьев Булгара и Хазарика, впоследствии ставшими их родоначальниками.

В создании защитного от кочевых племен буферного Булгарского государства, на своих северно-западных окраинах, была заинтересована самая мощная держава того времени - Византийская империя. Наученная горьким опытом, опасаясь повторения опустошительных набегов Аттилы, она начиная с конца Yст.н.э. охотно привлекала на службу по охране границ ведущую силу тюрков - Булгарские племена. Всячески поощряла их расселение на территории Тракии, Мизии, Дакии, Панонии (Македонии, Болгарии, Румынии, Венгрии). По данным письменных Византийских источников, основу для образования Великой Булгарии заложил хан Орган из правящего булгарского рода Дуло, который в период 617-630г.н.э. возглавлял союз булгарских племен, кочующих на территории Восточноевропейской равнины и Закавказья. Его племянник хан Кубрат завершил начатое им, официально утвердил и развил создание Булгарской державы. Отцом Кубрата был сын Аскала Кельбира – Албури Аскал, который находясь на службе в Византийской империи, в конце Y1 в начале Y11ст. правил Причерноморским Булгарским бейликом-княжеством. В 602г. его ставка, находящаяся в районе современного румынского города Ясса, была атакована Аварами. В результате чего Албури Аскал погиб. Его жена Акджан из знатного рода Кюнграт, оставшись с двумя малолетними детьми Кубратом и Шамбатом, отправила их для воспитания ко двору Византийского императора в Константинополь. Таким образом, свое детство и юность Кубрат провел при царском дворе в Константинополе, где женился на византийской аристократке, получил образование и принял христианское крещение. С Византийским императором Ираклием его связывала тесная дружба. Заключив с ним союз, Кубрат получил от Ромеев богатые дары и титул патриция. Будучи дальновидным политиком и дипломатом, умело использовал личные отношения и сложившуюся межгосударственную обстановку для укрепления своей державы. Созданная им Великая Булгария, в нынешнем измерении занимала огромную территорию от Карпатских гор на западе до Закавказья и Прикаспия на востоке, от Приазовья и Крыма на юге до Урала на севере. Своей столицей Кубрат избрал древний Булгарский город Фанагория, расположенный на берегу Керченского пролива. Существует версия, что это была зимняя резиденция Булгарского правителя, летней же резиденцией стала заложенная им новая столица Башта. Это место «Царская гора (Кан-Булун)» - еще в 375г.н.э. стало местом постоянной ставки гуно-булгарских царей. Заложена она была Булгарским каном-царем Булюмаром Щеке (Щеком), во время первого вторжения Булгар и гуннов в Европу. До 620 года здесь находился булгарский аул Аскал, названый в честь деда Кубрата. Губернатором – комендантом Башты стал брат Кубрата Шамбат, который долгое время, находясь на службе в Византии, был оторванный от Родины, за что получил прозвище-Кий (отрезанный, отнятый). Новую крепость стали звать Шамбатовой, а по истечении времени, когда здесь разросся город с посадами, народ стал звать его городом Кия – Киевом, так его впоследствии назвали и Русичи. Согласно Византийских источников вплоть до 1Хст. Киев, продолжительный период управляемый подвластными хазарскому каганату Черными Булгарами, носил на себе отпечаток сугубо тюркского происхождения. И только с образованием Киевской Руси и разгрома в 965г. Киевским князем Святославом хазарского каганата, с влиянием тюрков было покончено. Государство, созданное Кубратом, просуществовало с 632 по 668г.н.э. не зная ни единого военного поражения. Напоминанием об этой древней Булгарской державе сегодня являются города: Башта-Киев, Балим-Суздаль, Шигер-Сугров, Саркел-Белая Вежа, Балтавар-Полтава, доселе не разведанные исторические памятники Крыма, сохранившиеся стены крепости в г. Судак, древние названия затопленных Днепровских порогов, названая в честь хана Кубрата остров Хортица (таможня, т.е. ставка Кубрата – Курдизе – Хурдизе – Хордизе – Хортице-Хортица), развалины крепостей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, символичный знак топора и лука - прообраз современного Украинского трезубца. Место захоронения этого выдающегося государственного деятеля древней Булгарии в 1912г. обнаружено возле села Малое Перещепино Новосанжаровского района Полтавской области. Здесь Болгарскими народолюбцами – патриотами в 2001г. установлен памятник, который является болгарской святыней международного значения.


Как видим весь исторический путь развития Болгар с самого начала носит в себе элементы Государственного созидания и строительства. И именно эти характерные черты, обретенные нашим народом в самый ранний период исторического развития, стали для него ключевыми. Особенно наглядно это проявилось после распада Великой Булгарии. Появляясь на новом месте, Болгары основывали новые государства и давали им названия - Болгария. Создавали систему жизнеобеспечения всеобще приемлемую для всех народов, как и некогда древние Арии свято соблюдая интересы коренного населения. В государства созданные Болгарами, охотно ехали на постоянное место жительства представители других наций и народов. Именно этот инстинкт открытия новых земель, создания на пустом месте новой более совершенной системы общественных отношений, в Х1Х веке привел наших предков на свою давнюю прародину, в дикие степи Приазовья. И как результат за сорок лет упорного труда наши места прославились на всю Европу обильными урожаями, достижениями в культуре животноводства, высоким уровнем жизни населения. И не без гордости можно сказать, что в этом львиная доля заслуги принадлежит нам Болгарам. Народу, который своим трудом и интеллектом в состоянии при самых неблагоприятных условиях не только выжить и помочь соседям, но и превратить эти неблагоприятные условия в рычаги для всеобщего благоденствия и процветания. Во все времена, куда бы судьба ни забросила Болгар, у них мгновенно срабатывал инстинкт государственного строительства городов и сел, развития культуры земледелия, животноводства в условиях новой местности. И этот инстинкт, приумножая ранее полученный опыт, как источник кристально чистой воды облагораживал новые места. Превращал их в благоприятные для жизнедеятельности людей. Контроль над основными торговыми путями, проходящими по водным артериям, способствовал экономическому развитию государств. С целью взимания 10% пошлины с проходящих судов, Болгарами в разные времена контролировались удобные бухты Черного и Азовского морей, проходы через Керченский пролив и Азовское море, Днепровские пороги, места впадения Камы в Волгу. Реки Днепр (Буричия), Волга и Кама контролировались ими на всем протяжении судоходства. Именно тогда, в те далекие времена и зародилась наша знаменитая болгарская рачительность и хозяйновитость, упорство к достижении цели, надежность и преданность делу, которому служим. Ушедшие в разные стороны света племена Булгар не только сохранили себя, но на новом месте построили города и государства, народы которых живут и здравствуют и поныне. Их же враги, мощные и коварные соседи, находясь в сравнительно более благоприятных условиях, не выдержали испытания времени, ушли в небытие - навсегда исчезли с карты земли. Именно эта особенность повсеместного созидания и уважения к живущим рядом народам, проявила себя, развилась и по сей день живет во всех Болгариях, созданных сыновьями хана Кубрата.

В нашей Задунайской Болгарии, образованной его третьим сыном ханом Аспарухом в 681г.н.э. с столицей г. Плиски, сто тысяч Булгар из центрового (элитного) племени Оногондуров хана Кубрата, объединили в военный союз семь местных славянских племен. Опираясь на поддержку и опыт своих одноплеменников, поселившихся здесь еще в V - VI в.н.э, на взаимно выгодных условиях совместили общественно полезные функции обеих народов. Предоставили им возможность жить в условиях внутренней политической автономии (регионального самоуправления). Конный народ Булгар главенствовал в государственной эрархии, нес военную службу, занимался охраной границ (позже аналогичные обязанности выполняли казаки в царской России). Пеший народ Славяне сосредоточился на бытовых проблемах - занимался мирным трудом, хлебопашеством, строительством и приумножением богатств государства, в случае крупных военных действий использовался в качестве пехоты. Все ключевые государственные вопросы, не зависимо от национальности и сословия, решались коллегиально путем всеобщего волеизлияния на общенародных соборах. Благодаря такому мудрому сочетанию коллективных возможностей и взаимных интересов, политики государственного уважения к личности, за всю историю Болгарского государства не зафиксировано ни единого случая конфликтов между Славянами и Булгарами. Создавая свою неоднородную по национальности державу, Аспарух наглядно на практике претворил в жизнь опыт древних Ариев, взаимовыгодного существования и слияния в одну общность народов, разных по своему менталитету и образу жизни. В результате его целенаправленной политики и создалась ныне существующая Славяно-Булгарская общность – Задунайские Болгары, прекрасный дружелюбный народ, происхождение, которого изначально зачато в обстановке толерантности, любви и взаимоуважения. И эта святость к Славянам, заложенная в нас Аспарухом, по истечению веков трансформировалась в генетическую любовь к Русским и Украинцам. Особенно ее подогрела роль Российской империи в освобождении Болгарии от турецкого ига. Для нас Болгар, оказавшихся за пределами Болгарии, эта любовь наполнена особым смыслом глубокой благодарности за обретенную Родину и особые условия, созданные нашим предкам в начальный период пребывания на ней. И именно поэтому в первой половине ХХ века все попытки политиков втянуть Болгар в братоубийственную войну с Россией потерпели фиаско. А беззаветно преданный и благодарный Болгарский народ, расценив действия политиков как национальное оскорбление, свою любовь и нежные чувства к Освободителям вложил в родное и до слез понятное нам с детства, славянское слово «Братушки». Как видим сама жизнь, на протяжении веков со всеми ее сложностями и испытаниями, подтвердила прозорливость, государственную мудрость и дальновидность хана Аспаруха. Окруженное со всех сторон врагами молодое Болгарское государство (с юга Византия, с запада Авары, с севера Хазары) не только выстояло, но и прошло через все перипетии исторического развития. В 864г.н.э приняло христианство, в 893г.н.э. единый общегосударственный славянский язык, создало и распространило на весь славянский мир письменность, выдержало 500 летнее турецкое иго. Является единственной страной в Европе, которая начиная с 681г.н.э. – за 1330 лет с момента создания, ни разу не поменяла своего изначального названия. И сегодня, будучи динамично развивающимся европейским государством, под этим своим именем гордо шагает по пути евроинтеграции и мирового взаимосотрудничества. По мнению ученых, история развития болгарской культуры и языка это наглядный пример скрещивания двух культур и языков – славянского с тюркским, получившие славянскую основу, с ярко выраженным тюркским колоритом и бытом во всем подчеркивающим самобытность своего Славяно - Булгарского происхождения.

Своим одновременно ярким и трагическим путем пошла и Волжская, так называемая серебряная Болгария, образованная между Волгой и Камой на месте ранних булгарских поселений 11 - 111в.н.э.. Это государство созданное во второй половине Y11в.н.э булгарскими племенами Кутригуров и Суваров под руководством второго сына Кубрата хана Котрага, до его покорения в Х111в.н.э. войсками Батыя, считалось центром городов, культуры, науки и технологий. По своему экономическому и культурному развитию стояло на ступень выше соседних государств, известно было во всем тогдашнем мире, как одно из самых цивилизованных. Задунайская Болгария признавала старшинство Волжской Болгарии и поддерживала с ней отношения до момента потери ею независимости. Изначальная столица г. Болгар (ныне с. Болгар Болгарского района Татарии-120 км. от Казани); вторая столица уничтоженный монголами г.Биляр с населением в 200тыс.человек – тогда третий по величине город в мире и первый в Европе после Константинополя и Багдада; третья столица г.Казан (нынешняя Казань). В 922г.н.э. принят ислам, как и в Задунайской Болгарии, на взаимовыгодных условиях ассимилированы местные народы. Это государство также процветало за счет демократических законов и народного самоуправления, слава о нем гремела далеко за пределами его границ. Славилось наукой и культурой, военным искусством и высокой технологией строительства фортификационных сооружений. Дав достойный отпор войскам Чингисхана, на 17 лет оттянуло покорение Руси монголами. Не встречая сопротивления, пройдя победоносным маршем с Афганистана, через северный Иран и Кавказ вторгнувшись в Европу, разгромив в мае 1223г Руссичей на реке Калке, доселе считавшиеся непобедимыми монгольские войска осенью того же года впервые потерпели поражение на территории Волжской Болгарии. Из 30 тыс. монгольских воинов, пришедших на землю Болгар, в живых осталось только 4 тыс. взятых в плен. Волжские Болгары, проявив присущий нашему народу юмор, на весь тогдашний свет высмеяли и унизили интеллект монголов. Побежденным был навязан позорный обмен пленными, за каждого плененного монгольского воина одного барана, из расчета голова за голову. Без разгрома Болгар дальнейшая экспансия на запад войск Батыя была невозможна. Именно поэтому, начиная с 1229 по 1238г. им осуществлялись периодические военные походы на Волжскую Болгарию, которые изначально успешно отбивались. И только в период 1238-1240г., измотанное долголетними войнами государство Болгар пало. Путь на Русь был открыт, монголы, не встречая такого организованного сопротивления, покорили ее за полтора года. Имеются предположения, что после падения Волжской Болгарии, беженцы с ее территории основали в Х111в.н.э. город Бургас, который и поныне живет и процветает в Задунайской Болгарии. Не исключено, что потомки этих беженцев проживают и в других местах страны. Подтверждением этого является одна из версий образования нации тюркоговорящих Болгар - Гагаузов, происхождение которых объясняется смешением с переселенцами из Волжской Болгарии в тот период. В 1438г. после разгрома Тамерланом Золотой Орды, на территории Волжской Болгарии образовалось Казанское ханство под управлением потомков Чингизов, которое просуществовало чуть больше века. Иван Грозный взяв Казань в 1552г. и добавив к своему титулу слова «князь Болгарский», навсегда присоединил эти земли к России. В результате смешения разных народов развился самостоятельный тюркский язык с местным наречием, который ныне считается татарским. В жилах около 90% казанских татар, чувашей, башкир и соседних с ними народов течет древняя булгарская кровь. Татарами эти народы в ХY в.н.э. изначально начали называть ездившие к ним русские купцы, затем так их стали звать царские чиновники. Советская же власть в 1920 году одним решением за одну ночь закрепила это название за всем тюркоязычным населением края. Из-за свободолюбия искусственно навязав ему оскорбительно-унизительное монгольское происхождение, без спроса превратила местных Болгар в Казанских татар, а родину их назвала Татарстаном. Но в память о своем истинном происхождении знамя современной Татарии с гордостью украшают три цвета - красный, белый, зеленый. Теже самые цвета, только расположенные в ином порядке - красный, зеленый, белый, красуются на знамени современной Задунайской Болгарии. Государственным гербом сегодняшнего Татарстана является крылатый барс – возрожденный герб Волжской Болгарии. В парламенте Татарии заседает партия, программной целью которой является возрождение исторической справедливости - переименование Татарстана в Болгарскую республику, с предоставлением права изменения национальности татар на Болгар. Не исключено, что это произойдет совсем скоро при всеобщей переписи местного населения, запланированного на конец текущего 2010г. Возможно, Болгары еще удивят мир, и в недалеком будущем, на основании всеобщего волеизлияния народа, на карте России появится еще одна Болгария- возрожденная Волжская. Такое событие, безусловно, не может не отозваться братской теплотой в сердцах и душах Задунайских Болгар - «кръвта вода не става». При изучении исторических материалов и написании раздела о Волжской Болгарии я испытывал особые чувства волнения, любви и нежности. Перед моими глазами стояли мои армейские друзья Дальневосточники, боевые побратимы - Казанские Татары, Башкиры, Чуваши. Дорогие моему сердцу, замечательные ребята с которыми столько пережито, столько связывает. Испытывая, друг к другу поистине братские чувства мы и не подозревали, насколько были близки к истине. Только теперь я понимаю, что это был голос общей генетической нити, переданной всем нам по наследству Великой Булгарией хана Кубрата. Можно только предполагать, насколько она сильна в нашем народе, если по сей день, невзирая, на тысячелетия и расстояния, оказавшись в зоне взаимной досягаемости, моментально связывает нас в единое целое, способна заговорить святым и понятным только нам голосом одного народа, заставляет в унисон биться Болгарские серца. Что для нас Задунайских Болгар может быть святей, понятней и дороже этого прекрасного голоса.

Свое слово в мировой истории сказало и племя Секелей - четвертого из братьев - хана Кубера, который вслед за Аспарухом покинул родные кочевья, ушел с побережья Приазовья в Панонию (Венгрия), затем переселившись ближе к брату на Балканах, основал свое государство, впоследствии названое Македонией. Таже самая история, что и в остальных Болгариях - ассимиляция местного славянского населения, строительство городов и сел, становление государства. Македонский язык практически ничем не отличается от болгарского, культура и быт абсолютно одинаковый, пройденный исторический путь идентичен, государство и народ здравствуют и поныне.

Трагическая судьба постигла только часть племени Кутригуров, самого младшего из братьев - хана Алцека. Прибыв к королю франков Дагоберту, был заманен в ловушку, получив предательский удар с тыла, потеряв основное количество воинов, ушел на территорию Италии в земли лангобардов. Там тоже пытался основать государство, построил небольшую столицу селение Болгар. Бытует версия, что какая-то часть этих Болгар покинула Италию, перекочевав на территорию Македонии, слилась с племенем хана Кубера. Оставшимся же из-за их малочисленности, было суждено быть ассимилированными местным населением, навсегда раствориться среди латиноговорящих народов Италии.

В фильме «хан Аспарух» отец всех Булгар хан Кубрат, чувствуя, что силы его покидают, а Булгары не в состоянии сдерживать натиск хазар, указал сыновьям единственный путь спасения народа. Посоветовал уйти со своими племенами в разные части света и там каждому, найдя свободные земли, обрести новую Родину. Старшему сыну Батбаяну – любимцу, претенденту на ханство, было поручено, вместе с воинами сдерживая натиск врагов, дать возможность братьям со своими племенами подальше уйти от опасности. Что впоследствии они и сделали. Существует версия, что после смерти Кубрата братья перессорились, и разделившись ослабили собственные силы из-за чего и были изгнаны из своей земли. Где правда, где вымысел сложно предполагать, единственно что не вызывает сомнения старший сын Кубрата хан Батбаян блестяще выполнил завет отца. Как старший в семье взял на себя самую трудную задачу, благодаря чему народ выжил, обрел в разных частях света новую Родину, где предки Булгар живут и поныне. История, как-то умалчивает о заслугах Батбаяна, о нем известно, что нынешними потомками его племени Утигуров являются Кабардино-Балкарцы и Карачаево-Черкесцы. Больше всего славы досталось основателям Задунайской и Волжской Болгарий Аспаруху и Котрагу. Кубер и Алцек из-за малочисленности их народов и государств меньший след оставили в истории. А роль Батбаяна осталась в тени. Сказано только, что после смерти отца в 665г.н.э. Батбаян стал его правопреемником, поправив три года Великой Булгарией, покорился и стал вассалом, т.е. данником хазар. Незавидная участь слабого правителя, но так ли это. Если посмотреть шире в ином ракурсе, это поступок сильного человека, мудрого государственного деятеля, истинного отца народа. Представим себе физически и морально устаревший Кубрат не в состоянии контролировать усиливающую агрессивную экспансию хазар, а после его смерти, усугубившуюся ситуацию новый правитель Батбаян абсолютно не в состоянии взять под контроль. Тем временем коварные, более многочисленные и организованные соседи грозятся обезглавить и покорить народ. И тогда Батбаян, согласно завету отца, идет на самопожертвование. Он с лучшими воинами изначально сдерживает натиск, изматывает врага, тем самым давая возможность своим братьям с племенами подальше уйти от преследователей. А затем изображая собственную покорность и сдачу на милость победителей, ведет хитрую дипломатическую игру, оттягивает время, заключает перемирие, и в конце концов окончательно сдается хазарам, становится вассалом, данником, т.е. правителем без права голоса. А за это время его братья уходят на безопасное расстояние. Обет, данный отцу выполнен, пора подумать о себе, можно уйти. Но в том-то и величие Батбаяна, он, понимая насколько еще слабы на новых местах его братья, упорно продолжает играть роль покорного вассала. А это не так просто, вассал имеет только обязанности, одна из которых выставлять войска в случае войны. А война могла возникнуть только с его братьями. И здесь путем дипломатии и политических игр Батбаян держит руку на пульсе, всевозможно оберегает братьев, предотвращая грозящие им опасности.


Существует версия, что основная часть племени Батбаяна после его покорения хазарами ушла на территорию Волжской Болгарии. А сам Батбаян с остатками остался, тайно информируя братьев о грозящихся им бедах, по мере возможности предотвращая их. Таким образом, ценой огромных усилий и собственных унижений Батбаян дает возможность братьям создать на новых землях собственные государства, закрепиться и возродить былую славу Великой Булгарии. Сам же он и его малочисленное племя не в состоянии создать собственное государство. Их участь была предрешена на века, остаться вассалами других народов, войти в историю под позорным именем «Черных Булгар». А что это значило лично для Батбаяна можно только предполагать. Он старший сын хана, которому с детства внушали, что ему предстоит стать отцом нации, не только не стал таковым, а до конца жизни был вынужден носить унизительное имя вассала врагов своего народа, его потомков постигла таже участь. Это одновременно трагедия человека и величие государственного деятеля. Так мог поступить только истинный отец нации, сознательно принесший себя в жертву ради любви к своему народу. И именно поэтому мы потомки всех Болгарий находимся в неоплатном долгу перед памятью этого Великого Болгарина и его малочисленным племенем Утигуров и их потомками Кабардино-Балкарцами и Карачаево-Черкесцами. У нас в народе старшего брата, который по мужской линии остается за отца, любовно называют «Бати», близкое к русскому слову «Батя». Это любовное слово очень ко многому обязывает. В тяжелые послевоенные годы четырнадцатилетние «Батита» взяли на свои худые плечи ответственность за судьбы младших братишек и сестренок. И, как правило, основная их масса принесла себя в жертву этой миссии. Подняв младших, сами остались без образования, потеряв здоровье, многие из них преждевременно ушли из жизни. Не со времен ли Батбаяна передана нашему народу эта святая традиция, старшему по мужской линии брать на себя ответственность, приносить себя в жертву ради благополучия родных и близких. Батбаян поступил по отношению к племенам своих братьев и к нам их потомкам, как истинный болгарский «Бати», за это ему низкий поклон, вечная благодарность и слава.

Поистине - великое видится на расстоянии. С вершины нашего времени, оглядываясь на пройденный путь Болгар - невозможно не восхищаться интеллектом и волей к победе наших предков, их практичности, преданности и готовности к самопожертвованию ради братьев по крови. Невозможно себе представить, как они при полном отсутствии современных видов связи и техники так четко координировали свои взаимодействия в масштабах огромных тысячекилометровых расстояний. Рассматривая, на первый взгляд хаотичное расселение Болгарских племен после распада Старой Великой Болгарии, можно придать критике на первый взгляд ошибочные решения их предводителей. Изначально рассорились – ослабили друг друга, затем разбрелись в разные стороны. Алцек подался искать свободные земли в самом центре густонаселенной Европы, из-за чего потерял основное количество воинов. Кубер ушел за ним, изначально остановился в Панонии, затем перекочевал на Балканы. Аспарух двинулся следом, ввязался в войну с Византией и аварами, с трудом отвоевал себе территорию. Котраг двинулся на север, чудом там закрепился и то благодаря усилиям Батбаяна. Но это на первый взгляд все не продумано, случайно хаотично и не взаимосвязано. В действительности если оценить всю геополитическую ситуацию того периода в целом – во всем просматривается четко рассчитанный на несколько ходов вперед, поражающий своей грандиозностью, глобальностью и обдуманностью план создания двух крупных Болгарских держав на Балканах и в верховьях Волги. Изначально братья, чтобы оттянуть время изобразили междоусобную войну, в которой участвовали племена не Болгарского происхождения. За это время Римская империя увязла в войне с арабами. Хазары обеспокоенные боевыми действиями у себя в тылу остановили наступление в ожидании, что обе стороны ослабнут и станут для них легкой добычей. Пользуясь этим, в один прекрасный момент неожиданно для всех с десятью тысячами воинами в самом центре Европы появился Алцек, за ним также стремительно в сторону Панонии двинулся Кубер. И когда они, как нож в сердце расчленили всякую возможность объединения Рима и Константинополя, в образовавшую брешь со сто тысячным войском стремительно вклинился Аспарух. Именно этот момент и стал кульминационным для всех. Аспарух с юга страхуемый Алцеком и Кубером, с севера Батбаяном разбил войска Византийского императора Константина 1Y при Онгале, дал отпор аварам и создал на Балканах собственное государство. Одновременно Котраг, прикрываемый Батбаяном с юго-востока сделался недосягаемым для хазар, основательно закрепился и создал государство в верховьях Волги. Четко разработанный план, задуманный и проигранный словно по нотам сработал без осечки. При этом в жертву было принесена основная часть воинов Алцека и Батбаяна, племя Кубера являющееся резервом уцелело и поселилось рядом с Аспарухом на Балканах. Но эти людские потери быстро были восполнены - Аспарухом за счет славянских племен, Котрагом за счет племен народов Сибири. Две мощные Болгарские державы, образованные на новых землях, в течении относительно короткого времени, основательно утвердились и заявили о себе во всем тогдашнем мире. Операция по переселению на новые земли, разыгранная словно шахматная партия на огромном по площади театре реальных действий, была проведена блестяще, в кратчайшие по всем меркам сроки и при минимальных для Болгар потерях. Но при этом партия не была доведена до завершающего этапа, ибо она должна была закончиться приумножением и возращением утерянных территорий Старой Великой Булгарии. В течении последующих веков эту миссию выполнили ее правопреемники, перекочевавшие с Прикаспия Булгарской области Урус, племена Урус-Булгары. Они приняли пришедших на эти земли славян и варяг, во главе их поставили своих канов(князей), образовали новую державу Искел (Киевскую Русь), потомки которой впоследствии расширили ее территорию до площади одной шестой части земного шара.

Заканчивая свое повествование, хочется верить, что прочтя эти строки, у некоторых из нас защемит под сердцем. Кто-то на секунду остановится, задумается, вспомнит свое происхождение, до боли знакомые песни, которые напевала ему мать, мудрые рассказы бабушек и дедушек о славном прошлом его рода. И может быть, это пробудит звучание струн спящей болгарской души, заставит задуматься, проанализировать поступки своей жизни. Что каждый из нас оставит на земле этой, уйдя в вечность, чем мы запомнимся окружающим, перешагнув последнюю черту. Признайтесь, в повседневной суете не многие задумываются над этим. Какую память оставит наш народ о себе на Запорожской земле, что можно будет сказать о нас Болгар Таврии через сто, двести лет. Навряд ли кто сегодня думает об этом. А думать мы обязаны, ибо находимся у последней черты, через пятьдесят лет очень немногие здесь будут говорить на болгарском языке, процесс нашей ассимиляции среди русско-украинского населения вступил в завершающую фазу, бег времени неумолим и безжалостен. Именно поэтому, в память о нашем славном историческом прошлом, как дань уважения перед будущими поколениями, мы Болгары, живущие, сегодня на этой земле обязаны сделать все возможное для увековечивания памяти основателя Задунайской Болгарии хана Аспаруха. Право на его возведение выстрадано веками - жизненным подвигом не одного поколения Болгар. И хочется верить, что мои позывы будут услышаны, поняты и найдут отклик во многих болгарских сердцах. К сожалению, каждый из нас считая себя индивидуальностью почему-то забывает, что мы являемся всего-навсего передающим звеном от прошлых поколений к будущим. Все что мы знаем и умеем - это наше общенациональное достояние, а от нас зависит только как им распорядиться, приумножив его, передать следующим поколениям. И если частица нашей индивидуальности, умения и жизненного опыта в определенный момент послужит национальным интересам – значит, мы с честью оправдали свое жизненное предназначение, заложенное в нас самой природой и рождением. С пользой использовали генетический опыт, полученный от предыдущих поколений, национальный патриотизм и самосознание должны воплощаться в делах. Никто не станет уважать детей потерявших способность уважать память о своих родителях. Никто не станет уважать нас Болгар, если мы, прежде всего не зауважаем самих себя, не изменим свое безразличное отношение к отцу нации, к памяти о нем самом. В первую очередь хотелось бы услышать и увидеть проявление инициативы и единства у лиц, претендующих на лидерство в наших общественных болгарских организациях. С этой статьей я обращался к широкой болгарской общественности на страницах нашего болгарского вестника «Роден край». Многих взволновала эта тема, и что характерно не только Болгар, но и представителей других национальностей. А один из обожателей Болгар, известный в городе скульптор, тут же предложил свои услуги по возведению памятника. Именно с такими людьми хочется работать и можно что-то сделать. Много и других умных и прекрасных предложений, одно из которых о переименовании, находящейся в центре г. Запорожье площади Профсоюзов, на площадь имени хана Аспаруха. Со своим виденьем и конкретными предложениями по этому вопросу отозвались редакция газеты «Роден край» Костова Д.И.и председатель Приморского районного культурно– просветительского общества «Содружество» Намлиев С.Д.. К сожалению мнений остальных лидеров я не слышал, вероятно они особо не горят желанием воздать должное памяти основоположнику нашей нации, решение этой общеболгарской идеи по всей видимости для них чересчур масштабно и не посильно, да и скорее всего не является вопросом первостепенной важности. А ведь разрозненно нам его не решить. Только сообща мы способны пригласить в г.Запорожье отечественных и зарубежных ученых–историков, организовать научно-исторические конференции подтверждающие историческую достоверность захоронения хана Аспаруха на нашей земле, провести научные диспуты, предоставить возможность Болгарской общественности выслушать лекции, мнения, внести предложения и наметить планы их реализации. Но решение этой общенациональной задачи не реально без возвращения в Запорожье и детального изучения специалистами всех материалов Вознесеновского захоронения. Ведь только заключение официальной государственной, а может быть и международной комиссии способно сдернуть пелену таинственности и поставить точку в окончательном раскрытии этой исторической загадки, будоражащей умы Болгарской и Украинской общественности последние восемьдесят лет. Только таким образом мы может всесторонне обосновать, подтвердить и доказать нашим оппонентам принадлежность Вознесеновского захоронения хану Аспаруху. А остальное дело техники, коллективное обращение болгарской общественности к властям городского и областного уровня не могут оставить их безучастными. При наличии конкретных научно-обоснованных доказательств они из оппонентов превратятся в наших союзников. Свое мнение по этому вопросу должна высказать и наша Прародина Болгария, а ее официальная позиция, к сожалению, для нас тоже пока остается тайной. Ведь немногие знают, что в г.Запорожье в живописном месте на острове Хортица находится Болгарское консульство. А вот чем оно занимается, в чем выражаются его функции соблюдения Болгарских интересов лично мне, как и многим из нас, абсолютно не известно. Думаю государство Болгария обязано, и не меньше нашего должно быть заинтересовано в увековечивании памяти своего основателя. Одна его заинтересованность и участие в этом святом деле придаст ему не только международную важность, но и статус общенациональной идеи. А это очень сильный моральный аргумент для нас Болгар, проживающих за пределами Болгарии. При таком подходе огонек ностальгии и нежной любви к святыням нашего народа способен в один момент вспыхнуть пламенем общенационального патриотизма. Именно в надежде на реанимацию этих тонких душевных чувств я и пишу эти строки. И если большинство из нас осознают насколько это важно и актуально, верю, невзирая на возникающие сложности и сопротивления мы проявим дань уважения и к себе и к нашему славному прошлому. Возведенный совместными усилиями памятник хану Аспаруху поднимет, прежде всего, еще на одну ступень уровень авторитета нас Болгар, украсив центр города, станет его святыней и достопримечательностью международного масштаба. Однозначно работа эта долгосрочная рутинная, неблагодарная, требующая жизненной энергии и самоотдачи, затрат времени и денежных средств. На ней сиюминутной показухи «искренней любви» к национальным святыням не сделаешь, а шишек набить можно предостаточно. Слабым и корыстолюбивым она попросту не по плечу, именно по этой причине ею никто не желает заниматься. А заниматься ею нужно ради будущих поколений. Для этого сегодня прежде всего необходимо нам Болгарам самим во всем этом разобраться, внести правовую и историческую ясность на уровне всей Болгарской общественности, проживающей как на территории Болгарии, так и за ее пределами. Безусловно на все добрая воля. Но процесс этот пойдет более скоординировано, если им заниматься совместно с государственными деятели Болгарии, отвечающими за вопросы исторического наследия Болгарской диаспоры за рубежом. Они своим авторитетом могут привлечь к этой работе ученых-историков, организовать публикации в печати, донести до широкой Болгарской аудитории суть вопроса и намечаемые пути его решения. А нам Болгарам, проживающим на территории Украины, уже сегодня необходимо объединиться вокруг этой национальной идеи. Из людей инициативных, авторитетных, преданных этому делу энтузиастов избрать единый координационный центр, наметить планы действий и организовать целенаправленную работу с историками и органами власти на местах. Ведь сама жизнь подводит нас к этому. В 2011 году мировая Болгарская общественность будет отмечать 1330 лет своей государственности. При этом не отменно все вспомнят про ее создателя, годовщина героической гибели которого в том же году будет составлять 1310 лет. Как видим, эти две даты неразрывно взаимосвязаны между собой. С какими умозаключениями мы к ним подойдем? По-прежнему сделаем вид, что историческая истина захоронения хана Аспаруха для нас значения не имеет, или все-таки пожелаем почтить его светлую память на месте упокоения. Вспомним, что мы обязаны ему не только судьбой нации, но и индивидуальной судьбой каждого из нас - ее представителей. Давно известно - на земле все творится не для ушедших в мир иной, все для живущих на ней сегодня, и тех кто будет жить завтра. А вот какими они будут, каким взглядом будут смотреть на наши национальные проблемы - исключительно зависит от нас ныне живущих, от наших конкретных действий при решении обшенациональных задач насущного периода. В конце концов, не так уж и важно где действительно погиб и захоронен хан Аспарух. Мы Запорожские Болгары являемся его потомками, и имеем все основания претендовать на право возведения ему памятника в месте нашего компактного проживания. Лично я, будучи человеком далеким от всяких политических партий и движений, руководствуясь только интересами дела и здравого смысла, готов сотрудничать со всеми кто проявит здоровый интерес к этому проекту, окажет практическое содействие в деле претворения его в жизнь. Если честно, видя вокруг себя такое безразличие, больно ранящую мое сердце, инертную пассивность и полное отсутствие заинтересованности в его решении, хочется, отбросив всякие нормы приличия, во все легкие, на весь огромный свет божий закричать: «где Вы Огняновы, готовые на самопожертвование ради будущего своего народа, неужели Вы остались только на страницах рассказов Ивана Вазова, отзовитесь, придите! Болгарский народ остро нуждается в Вас!».

И.Ангелов г.Запорожье (Кайраклия-Гюновка)
Председатель движения «За восстановление исторической памяти Болгар»

 

Bulgarian English Macedonian Romanian Russian Ukrainian

ОРГАНИЗАТОРИ "КУБРАТ- 105" 2017:

Банер
Банер
Банер
Банер

Кратки новини

ПОСТЪПИЛИ ДАРЕНИЯ ЗА ПЕРИОДА 2012-2014

 

25 юни 2014 г.

Постъпиха 1'000 лева от Държавно предприятие «Транспортно строителство и възстановяване» (България).

 


 

19 май 2014 г.

Постъпиха 2'000 лева от «Пристанище Бургас» ЕАД (България).

 


 

10 март 2014 г.

Постъпиха 650 евро и 1'900 украински гривни от Посолството на Р България в Украйна (г. Киев, Украйна):

 
«Пристанище Бургас» ЕАД дари 2'000 лева за изграждането на Мемориала

Постъпиха 2'000 лева от  «Пристанище Бургас» ЕАД (България).

port-burgas.bg/

      

 

 
ДП «Транспортно строителство и възстановяване» дарява 1’000 лева за изграждането на Мемориала

Държавно предприятие «Транспортно строителство и възстановяване» на свое заседание на УС на 26.03.2014г., протокол №193 взе решение да бъде отпусната финансова помощ в размер 1'000 лева за подпомагане изграждането на мемориален комплекс «Хан Кубрат» на територията на украинското село Мала Перешчепина, Полтавска област, Република Украйна.

ГЛАВНО УПРАВЛЕНИЕ ДП «Транспортно строителство и възстановяване»
София 1271, ул. «Кирил Благоев» №14
тел. +359 2 938 26 82
www.tsv-bg.com

 
650 евро и 1’900 украински гривни от Посолството на Р България в Украйна

Постъпиха 650 евро и 1'900 украински гривни от Посолството на Р България в Украйна (г. Киев, Украйна):

 
Община Каспичан дари 138 евро за изграждането на Мемориала

Постъпиха 138 евро от Община Каспичан (България).

www.kaspichan.org/

 
Община Мездра дари 1'000 евро за изграждането на Мемориала

Постъпиха 1'000 евро от Община Мездра (България).

        

                  mezdra.bg/

 
Община Смядово дари 200 лева за изграждането на Мемориала

Постъпиха 200 лева от Община Смядово (България).

            smyadovo.bg/

 
Общинският съвет в Мездра дарява 1’000 евро за изграждането на Мемориала

Общинският съвет в Мездра подкрепи призива на Международния благотворителен фонд «Хан Кубрат» за даряване на средства за изграждането на Мемориален комплекс край село Мала Перешчепина, Полтавска област, Република Украйна. Това стана на ноемврийската сесия на местния парламент, на която бе решено общината да отпусне за реализиране на родолюбивата инициатива левовата равностойност на 1’000 евро. Предложението е на председателя на местния парламент инж. Делян Дамяновски.

mezdra.bg/

 
Дарител преведе на сметката 250 евро

Постъпиха 250 евро от г-н Стоян Найденов (гp. Бургас, България).

 
Община Пловдив дари 770 евро за изграждането на Мемориала

Постъпиха 770 евро от Община Пловдив (България).

 
Дарител преведе на сметката 1’000 гривни

Постъпиха 1’000 украински гривни от г-н Петър Бакоев (г. Киев, Украйна).

 
Дарител преведе на сметката 500 гривни

Постъпиха 500 украински гривни от г-н Георги Цанков (г. Киев, Украйна).
Плащането беше направено с банкова карта с помощта на сайта.

 
700 евро от Посолството на Р България в Украйна

Постъпиха 700 евро от Посолството на Р България в Украйна (г. Киев, Украйна):

г-н Красимир Минчев - 200 евро Посланик на Р България в Украйна г-н Красимир Минчев
г-н Пламен Бунзин - 100 евро Пълномощен министър в Посолството на Р България в Украйна
г-н Звездомир Пенков - 100 евро Съветник в Посолството на Р България в Украйна
г-н Петър Танев - 100 евро Съветник в Посолството на Р България в Украйна
г-н Павел Страхилов - 100 евро Търговски съветник в Посолството на Р България в Украйна
г-н Илия Веселински - 100 евро - охрана в Посолството на Р България в Украйна

 
Дарител преведе на сметката 10’000 гривни

Постъпиха 10'000 украински гривни от г-н Иван Плачков (г. Киев, Украйна).

 
Дарител преведе на сметката 25’000 гривни

Постъпиха 25’000 украински гривни от г-н Виктор Нотевски, почетен консул на Република България в Украина (г. Киев, Украйна).

 
Дарител преведе на сметката 500 евро

Постъпиха 500 евро от г-н Асен Ташев (България).

 
Дарител преведе на сметката 2’500 щатски долара

Постъпиха 2’500 щатски долара от г-н Димитър Георгиев, почетен консул на Украина в България (г. Пловдив, България).

 
Дарител преведе на сметката 500 гривни

Постъпиха 500 украински гривни от г-жа Румяна Върбанова, сътрудник в Посолството на Р България в Украйна (г. Киев, Украйна).

 
Дарител преведе на сметката 1’000 гривни

Постъпиха 1'000 украински гривни от г-н Сергей Кристев (г. Киев, Украйна).

 
Дарител преведе на сметката 1’000 гривни

Постъпиха 1’000 украински гривни от Първия секретар на Посолството на Р България в Украйна, ръководителя на консулска служба г-н Христо Недев (г. Киев, Украйна).

Статистика

Брой прегледи на съдържанието : 604141

Кой е тук

В момента има 22 посетителя в сайта

Модул за търсене

You are here: БЛОГ / БЛОГ / Памятнику хану Аспаруху в г. Запороже быть! (част 2)