КЪМ ЗАВЕТА

По стъпките на Кубрат и Аспарух

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Памятнику хану Аспаруху в г. Запороже быть! (част 1)

Е-мейл Печат
Съдържание на статията
Памятнику хану Аспаруху в г. Запороже быть! (част 1)
Страница 2
Страница 3
Всички страници
AddThis Social Bookmark Button

статья Ивана Петровича Ангелова

"Вот статья в газете "Роден край". С нее все началось - установка пямятной доски хану Аспаруху в Запорожье.
Статья написана истинным родолюбцем. не осуждайте его, если в статье что-то не так. Он не профессиональный журналист, историк или писатель, но писал от всей души и сердца. и это чувстуется.
Очень рекомендую набраться терпения и дочитать до конца. Это стоит того."
Нина Топалова 

 

Мы болгары, на протяжении веков в ряду всяких исторических причин, оказавшиеся вдалеке от прародины повсеместно чувствуем себя частицей одного великого народа, представителями той Великой страны, которая зовется Болгарией. С гордостью продолжаем говорить на языке наших предков, соблюдаем свои давние традиции и обычаи, по мере возможности стремимся побольше узнать об истории возникновения нашего народа, о его переселении на территорию Украины.

И все это по выражению одного из наших соплеменников, благодаря тем университетам, которые многие из нас прошли в детстве и юности. А преподавателями в этих университетах были наши малограмотные бабушки и дедушки, умудренные богатым жизненным опытом, получившие устную информацию о нашем народе от своих бабушек и дедушек и с готовностью передающие нам эти постулаты вековой народной мудрости, которые в наших детских головках записывались, как на диск компьютера. Благодаря им мы получили понятия об основах нравственности, благородства и трудолюбия, впитали в себя те черты, которыми гордятся Болгары и называются народным характером. От них мы узнали и о наших генетических недостатках - это излишней скромности, зачастую на определенных исторических этапах и в быту сказывающуюся отрицательно на нашем национальном развитии. Чего уж греха таить имеется у нас такой недостаток, и как мы не стараемся выдавливать из себя рабов, на определенном жизненном этапе это сказывается. Думаю, не лукавя, многие из нас могут вспомнить случаи, когда из-за излишней скромности упустили, не достигли чего-то в жизни, о чем до сих пор жалеют. Ну что поделаешь такие уж мы честные, порядочные благородные, работящие, но чересчур скромные. Это наше достоинство или недостаток, судить окружающим. Может быть, это в некоторой степени с одной стороны хорошо, но с другой стороны не очень, как две стороны одной медали. Когда в быту человек воспитан, сдержан, скромен это хорошо, но когда нация из-за излишней скромности или лени, а может из-за безразличия проявляет застенчивость, которая отрицательно сказывается и затрагивает ее национальное достоинство-это не очень положительная черта. А гордиться нам есть чем, об этом свидетельствует тот исторический путь, который прошел наш народ на протяжении веков, формируясь в нацию.

Я, как и многие из нас, изучая курс истории по школьной программе, практически ничего не знал об истории возникновения нашего народа, о том историческом пути, который ему пришлось пройти на этапе формирования. И каково было мое гордое открытие, когда в начале восемьдесятых годов в кинотеатре я посмотрел фильм «хан Аспарух». Сюжет этого фильма раскрыл мне глаза на многие исторические вещи. Оказывается мы Болгары потомки вольного гордого тюркоязычного народа, который под давлением исторических обстоятельств был вынужден разделиться на пять частей и покинуть свою Родину в поисках свободных земель. А Родина эта Великая Булгария в нынешнем измерении занимала огромную территорию от Карпатских гор на западе до Закавказья и Прикаспия на востоке, от Приазовья и Крыма на юге до Урала на севере. Столица ее Фанагория находилась на берегу Керченского пролива. Помню, какие волнения я испытывал, пребывая в 1986г. в Прикаспии - в местах, оговоренных в фильме. Прокручивая в уме события, увиденные на экране, представлял себе, как это было в действительности. Всматривался в лица местных жителей, вслушивался в их речь, в лицах многих находил знакомые черты. Да и они в принципе принимали меня за своего, иногда не зная откуда я, задавали вопросы на местном языке. Оттуда уезжал с чувством полного удовлетворения, видя, что подтверждается исторический сюжет фильма, гордился тем, что побывал на земле далеких предков. Мысленно неоднократно возвращался в эти места, представлял себе, как наш народ, гонимый жестокой судьбой, под предводительством хана Аспаруха прошел нелегкий путь от этих мест до берегов Дуная, где обрел новую Родину, слившись со славянскими племенами в 681г.н.э. образовал государство, названое Болгарией. Представлял себе этот нелегкий путь, сопутствующие ему перипетии, и чувство гордости переполняло меня от сознания, что во мне течет кровь этих великих людей. Как им не было сложно, они устояли в нелегкой борьбе, сохранили свою самобытность, не сломились, с достоинством пронесли через века и передали нам силу своего духа, энергия которого поддерживает нас на всем историческом пути развития, включая день сегодняшний.

И каково было мое удивление и разочарование, когда в 2002 году в нашей местной Запорожской газете я прочитал о существовании не подтвержденной версии, что основатель Болгарии хан Аспарух похоронен в районе телецентра нашего города Запорожье, рядом с которым я проживаю, в непосредственной близости от моего места работы. Из скудной и противоречивой информации в печати я понял, что в честь этого по инициативе народного депутата Николая Габера рядом с телецентром была установлена гранитная табличка, которая из-за ее «политического провокационного характера» кем-то была немедленно убрана. И при этом одни полунамеки, мол, существует версия, что в районе Запорожского телецентра в двадцатых годах прошлого столетия действительно раскопано богатое захоронение, состоящее из оружия, золотых и серебряных предметов Болгарского и Византийского происхождения. Но кому оно принадлежит до сих пор не выяснено. Ученые теряются в догадках толи это хан Аспарух, павший в неравной битве с хазарами в 701г.н.э., толи это Киевский князь Святослав, погибший в этих местах в 972г.н.э., толи это еще кто-то третий неизвестный. Вообще ничего не понятно, все покрыто мраком столетий и таинственностью. По местному телевидению прокручивался ролик, который отстаивал версию, что это захоронение принадлежит Киевскому князю Святославу, приводились всякие аргументы, доводы и гипотезы в пользу этой теории. А исходит это из того, что определенным силам, которые считают началом цивилизации на нашей территории только 1Х век н.э. - момент возникновения Киевской Руси, очень хочется, чтобы это было именно так. И достоверность захоронения на этом месте Болгарского хана Аспаруха не вписывается в этот стандартный постулат, навязанный нам с Советских времен. При этом за основу взята версия из исторического труда - «Могила князя Святослава», изданного в Канаде в 1951г. профессором Михаилом Миллером. Аргументируя свои предположения, профессор Миллер ссылается на события связанные с возвращением князя Святослава с богатой добычей из похода на Болгарию и Византию осенью 971г., его гибель и возможное захоронение в районе Днепровских порогов. Эта теория основывается на факте обнаружения в могильнике предметов Болгарского и Византийского происхождения. Но основной ссылкой на доказательство, являются найденные здесь три корабельных гвоздя, якобы подтверждающие славянский обряд сожжения на воде. Но почему-то при этом не рассматривается версия возможности применения Булгарами - тенгрианцами этих гвоздей при сооружении помоста для ритуального костра, или использования ими в виде горючего материала остатков корабельной обшивки, найденной на берегу Днепра. Никто при этом не учитывает, что предметы Византийского происхождении были в обиходе гунно-булгар уже во второй половине 1Yв.н.э., после первого вторжения гуннов в пределы Византийской империи в 375г.н.э.. А после разгрома в 680г.н.э. Аспарухом войск Византийского императора Константина 1Y, образование на ее землях Задунайской Болгарии, нормализации межгосударственных и торговых отношений – они прочно утвердились в повсеместной бытовой жизни всех слоев Болгарского общества. Безусловно по возращению с похода, аналогичные предметы, захваченные в виде трофеев, у Русичей тоже имелись. Но никто не задумывается, а была ли вообще возможность у них, познавших такое сокрушительное поражение, совершать обряд торжественного захоронения своего правителя в кругу разгромивших их врагов. И тем более вкладывать в его могилу многочисленное количество дошедших до наших дней, предметов из золота и серебра. А если б и была, то в могилу князя они б наверняка вложили предметы своего, родного ему происхождения, сочтя за оскорбление его памяти вложение атрибутов иных народов. При этом из курса истории мы знаем, что Куря - владыка печенегов, в ознаменование своей победы над князем Святославом из его черепа изготовил чашу, обрамил ее золотом и пользовался во время застолий. Из этого вытекает, что после героической гибели, тело Святослава попало к печенегам и было обезглавлено. Когда и как оно могло попасть к Русичам, из которых мало кто уцелел, как они в этой нестандартной ситуации могли подготовить и выполнить ритуальный обряд такого богатого захоронения остается загадкой? Маловероятно, но если бы такое и произошло, то среди обнаруженных в могильнике останков должно недоставать одного черепа. Эти и другие вагомые аргументы в доказательствах возможного захоронении князя Святослава на Вознесеновской возвышенности не освещаются, про все сказано двусмысленно в общих чертах. А все это из-за того, что материалы Вознесеновского захоронения по настоящее время детально никем не обследовались. Над этими и многими другими вопросами историкам и ученым-археолагам еще предстоит поработать и дать исчерпывающие ответы. Но как бы там не было, что-то здесь не так, что-то не вяжется в этой теории с действительностью, слишком много в ней не реального и надуманного. На все это кидает тень сомнения еще одна, претендующая на историческую достоверность, версия о гибели и захоронении князя Святослава выше Запорожья по течению Днепра. Здесь вблизи затопленного порога Ненасытец, у села Микильське на Днепропетровщине, в прошлом веке обнаружены следы трагической гибели дружины князя Святослава. В память об этом одновременно героическом и печальном событии времен Киевской Руси, на этом месте потомками Русичей в начале века и в 1967 году дважды устанавливались чугунные мемориальные плиты. Защитники теории возможной гибели князя Святослава на черной скале острова Хортица и его захоронения на территории Запорожья, ссылаются на найденные при строительстве Днепрогесса в 1928г. пять древнерусских мечей и сосуда с монетами Византийского происхождения. Но эти предметы могли быть обронены и попасть в воду просто случайно, могли быть принесены суеверными Русичами богам водной стихии в виде пожертвований, не исключена возможность их сноса за тысячу лет к основанию порогов бурным течением. Чтобы проанализировать все эти факты и события необходимо посмотреть на все это шире, глазами напавшего на князя Святослава печенежского князя Кури. Где удобней напасть на закаленную в битвах, поредевшую но достаточно еще сильную дружину Русичей? На острове Хортица, которая сама по себе является естественной крепостью, или на марше, во время ее переправы на ладьях через Днепровские пороги без прикрытия конницей с берегов? Здесь–открытую мишень, измотанных переправой, разобщенных, блокированных порогами и быстрым течением Русичей, легко осыпать с обеих берегов градом стрел, перебить по одиночке и получить в виде легкой добычи. Тем более, что стоимость ценностей, перевозимых князем Святославом, стоили риска для всех родов орды печенегов (предков современных каракалпаков). А предыстория всему этому элементарные политические распри, события типичные для всей истории существования славян. Когда жизненный подвиг ради величия Державы на грани самопожертвования одних, конкурирует с мелким предательством других, направленном ей во вред ради захвата власти и собственного благополучия. Князь Святослав ушел в поход, познал лишения и невзгоды, дорогой ценой людского пота и крови отвоевал богатую добычу для пополнения казны и становления государства Русичей. По пути домой, опасаясь голода и раннего сковывания льдом Днепра, был вынужден разделить свою дружину и отправить основную часть воинов с конницей в Киев. А сам, прилагая максимум усилий для сохранения добытой таким трудом основы будущего благосостояние государства, в ожидании весны и помощи от своих соотечественников, зиму 971-972г провел под защитой неприступных берегов острова Хортица. Но после таянья льда, по всей видимости получив известие, что его предали и помощи от Киева не будет, отчаявшись без конного прикрытия с берегов, на свой страх и риск отправился самостоятельно на ладьях через самую опасную часть Днепра–через пороги. Вот тут-то печенеги и воспользовались его беспомощностью, подстерегли, напали и разгромили при минимальных для себя потерях. Не исключено, что князь Святослав отступил к Хортице, и возможно именно там, преследуемый по пятам и блокированный со всех сторон печенегами, принял свой последний бой - с остатками дружины пал в неравной битве. Но это уже не существенно, где кого настигла смерть неизвестно - трагический финал очевиден, И если бы его не было, вся последующая тысячелетняя история государства Русичей возможно пошла бы абсолютно другим путем, и сегодняшняя наша с вами жизнь была бы совсем иной. Безусловно, это только одна из версий, но она мне кажется логически наиболее правдоподобной и достоверной. По всей видимости эта страница истории до сих пор является тайной за семи печатями, ибо не красит истинное лицо правящей касты Русичей, вот и не нашла своего широкого освещения и анализа в ее широких разделах. К сожалению, ее печальные последствия и влияние на историческую действительность не стали поучительным уроком для будущих поколений. И именно поэтому, мне до мозга костей Болгарину, величие князя Святослава для которого не менее важно, чем преклонение перед памятью хана Аспаруха, хотелось бы встать на защиту чести и достоинства этого величайшего государственного деятеля Киевской Руси. А защитить его хочется прежде всего от несправедливого суждения о нем его же потомков, которые огульно пытаются навязать ему место в чужом захоронении. Не понимая, что тем самым унижают, не только светлую память об этом гениальном государственном деятеле, но смешивают с грязью ратный подвиг его героически погибшую на порогах дружину. Не задумываясь, кидают тень бесчестия и позора на достоверность и справедливость всей нашей отечественной истории. По всей видимости идентичную точку зрения в этом вопросе исповедую не только я. Подтверждением этого является более поздняя установка памятника князю Святославу в г.Запорожье. Скромную, без особой помпезности, не вблизи найденного захоронения на Вознесеновской возвышенности, а у ее подножья недалеко от реки Днепр в районе набережной магистрали. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но при этом все-таки неясно, кому же в действительности принадлежит захоронение на Вознесенской горке в районе Запорожского телецентра, кто и почему так оперативно по-воровски ночью, сразу же после установки убрал мемориальный знак, установленный хану Аспаруху. Не понятно, что за всем этим кроется, кто инициатор и исполнитель этого акта антиболгарского вандализма. Эти люди наверняка отдавали отчет своим действиям, и не могли не понимать, какой удар наносят по нашему национальному самолюбию. Но что поделаешь, такова уж человеческая натура, у всех народов имеются свои Левские и свои иуды, готовые даже мать родную продать за место под солнцем. От всего этого несет чем-то мелким, подлым похожим на удар из-за угла по памяти великого Человека, оскорбившее не только память о нем, но и унизившее наше национальное достоинство. А все источники информации сводятся к одному, упрямо твердят об исторической достоверности захоронения хана Аспаруха именно здесь, на территории нынешнего города Запорожья. Оказывается, по инициативе Николая Габера рядом с Запорожским телецентром была установлена не мелкая мемориальная табличка, а памятник высотой в человеческий рост, весом около одной тонны. Установлен он был в августе 2002г. группой активистов-болгаристов со всей Украины и международной общественности из Болгарии, Германии, Польши, Румынии. На могиле отца Аспаруха основателя Великой Булгарии хана Кубрата в г. Новые Санжары (Полтавская область), вторым Общеболгарским собором 18 августа 2002г. было принято решение об его установке и организовано сопровождение к месту захоронения в г. Запорожье. Во время этой акции «от отца к сыну» в нашем городе была проведена торжественная установка и открытие этого памятника, сопровождающаяся митингом-реквием и возложением цветов. Но, к сожалению, этот миг радости и торжества Болгарского духа был омрачен актом позорного вандализма. Той же ночью кем-то памятник был демонтирован и увезен на территорию Запорожского краеведческого музея, где должен был храниться до неясного момента изучения правомочности его установки, откуда при неизвестных обстоятельствах исчез. Кто в этой ситуации прав, кто виноват, кто инициатор, кто исполнитель неизвестно, но факт явного оскорбления нашего национального достоинства на лицо. Я, как гражданин Украины, Болгарин по национальности и духу считаю себя оскорбленным. Мы Болгары, проживающие на территории Запорожской области по численности, являемся третьей национальностью по количественному составу ее жителей. Это наши предки своим трудом во второй половине девятнадцатого века превратили пустынные ногайские степи Приазовья в цветущий сад, заложили основу экономического развития Екатеринославской губернии царской России. Это наши деды и отцы, ограбленные государством в годы гражданской войны и коллективизации, сосланные в Сибирь, своим самоотверженным трудом на стройках народного хозяйства вложили достойную лепту в дело индустриализации страны и Запорожского края. Это они защищали страну во время Отечественной войны от фашистских захватчиков, приближали победу на колхозных полях, в лагерях ГУЛАГА и трудармиях. А сколько Болгар участвовало в восстановлении разрушенного хозяйства промышленного комплекса Запорожья в послевоенный период, работали и работают на предприятиях Запорожья и области.


Именно поэтому мы основная масса законопослушных плательщиков налогов Болгар Запорожья считаем себя вправе задать вопрос власти: «Кто и по какой причине убрал этот памятник, вправе ли мы иметь на территории областного центра Запорожья наш национальный памятник в особе хана Аспаруха.» Ведь изыскали же возможность возведением памятник князю Святославу воздать почести древнерусской государственности на территории Украины. И неважно за счет какого источника финансирования, неважно где фактически захоронен князь Святослав - возведенный памятник свершившийся факт и является гордостью и украшением города. И это похвально - власть, чтящая историческое прошлое своего народа достойна уважения, это все понимают и поддерживают. Тем более что из разных исторических источников известно, что в VII в.н.э. в состав раннефеодального государственного-политического объединения Великая Булгария, во главе которого стоял отец Аспаруха хан Кубрат, входили земли и нынешней Украины. И именно это древнее государство заложило основу и предпосылки для возникновения Киевской Руси, наследством которой так гордятся современные Украинцы. По утверждению доцента кандидата исторических наук Украины Веры Жук первые Киевские князья имеют сугубо булгарские корни, г.Киев – Башта заложен Булгарами, как новая столица, город Чернигов назван в честь Черных Булгар правопреемников Великой Булгарии, определенный период времени правивших этим городом. После распада Великой Булгарии в 668г.н.э. часть кочевых племен Булгар остались на этой территории, растворились среди греков, ранее освоивших Крымское побережье, хазар занявших степные равнины, и славян расселившихся на землях Приднепровья. Такое кровосмешение и дало толчок к формированию Украинской нации, именно ему обязана внешняя неотразимость и своеобразный колорит Украинцев. Как видим давние взаимоотношения наших общих предков способствовали формированию народов проживающих на территории Украины, в жилах многих Украинцев течет родственная нам булгарская кровь, от того понятны и близки они нам. Это подтверждает не только часто встречающееся внешнее сходство и историческое прошлое, но и тюркские слова употребляемые в украинском диалекте. К примеру слово «казак», дословно с тюркского переводится, как «вольно кочующий вооруженный человек». Кочевые народы по сравнению с оседлыми, из-за своего образа жизни, не могли быть настолько закрепощенными собственной знатью. Именно их вольница, свобода и равноправие манили отчаявшихся от несправедливостей Русичей. Бытует версия, что первые казацкие поселения возникли из остатков булгаро-хазарских аулов, постепенно ословянившихся за счет пришлых к ним предков Украинцев. Возможно именно благодаря этому казаки в период своего исторического расцвета ХV-ХVIII в. свободно изъяснялись с татарами и османами на родственном им тюркском языке. У нас за века все так переплелось, что мы неоспоримо по всем признакам являемся одним народом, а памятник этот нужен нам, как и памятник князю Святославу, для чествования нашей общей истории. В любой стране патриотично то, что объединяет народы. Наши народы это волнует и объединяет, поэтому препятствий и противоречий со стороны власти не должно возникать. Кто поднимет этот вопрос, если не мы Болгары - коренные жители Запорожского края, родные братья русских и украинцев. Основы демократических законов Запорожской Сечи также не могли возникнуть на пустом месте, по всей видимости, они передались Украинцам традиционно и генетически по наследству от тюркских кочевых народов, в основной своей массе имеющих давние булгарские корни. Ведь не многие знают, что в Великой Булгарии, а затем в Задунайской и Волжской до ХIV в.н.э. господствовали законы народного самоуправления и свободного волеизлияния. Которые предусматривали не только огромные привилегии главы державы, но и осуществляли повсеместный общественный контроль за его действиями - возлагали на него не малую степень ответственности за своих подданных. В случае если боги, отвернувшись от властелина, лишали его здоровья и способности принимать верные решения - посылали народу беды в виде засухи, голода, эпидемий и других напастей, на основании всеобщего голосования, властелин, допустивший это, прилюдно мог быть судим и наказан вплоть до омертвления путем удушения. Такая участь могла постигнуть и его ближайшее окружение. И такие случаи имели место в истории нашего народа. Жестоко, но справедливо, и что характерно во все времена актуально, особенно если учесть реалии дня сегодняшнего. Нам потомкам древних Болгар не мешало бы поучиться ответственности у своих далеких предков. Руководителям наших общественных организаций следует вспомнить, кого они представляют, отбросить на задний план взаимные недоразумения и отнестись более серьезно к нашей истории. Не мешало бы организовать коллегиально с отечественными и Болгарскими историками историческую конференцию и окончательно определиться с подтверждением истинности захоронения хана Аспаруха на Запорожской земле. У нас стало модно во время общественных мероприятий озвучивать высокие слова любви к нашему славному прошлому и настоящему, а по обсуждению вопроса святого для Болгар всего мира, к всеобщему позору за восемь лет не произведено даже комариного поступка. И пока на Запорожской земле не будет возведен памятник хану Аспаруху, считаю нас Запорожских Болгар не достойными для посещения могилы хана Кубрата в Полтавской области, допущенный позор необходимо смыть делом. Национальные патриоты со всего света приехали в Запорожье, на голом энтузиазме установили памятник нашему Великому предку. А мы, несмотря на явный факт захоронения его на нашей земле, не только не сберегли, не отстояли правомочность его установки, но по сей день абсолютно ничего не предприняли для освещения в печати и документального подтверждения истины. Ни на йоту не сдвинули с мертвой точки решение этого вопроса, а ведь он имеет международное, я бы сказал межнациональное значение. Хотя в его решении должны быть заинтересованы не только мы Таврические Болгары, но и Болгары всего мира, это не снимает с нас степени ответственности. Мы обязаны возглавить, поднять этот вопрос на всех уровнях, и в первую очередь перед нашей Прародиной – государством Болгария. Ей, как никому под силу решить его на уровне межгосударственного общения, проявить инициативу и оказать практическую помощь в строительстве на Запорожской земле памятника своему основателю, красивого добротного - достойного его памяти и славы. Это вопрос нашей чести, нам его и решать.

Болгарский публицист–археолог Георгий Костов в своей книге «Погребенийту на хан Аспарух светлината на архиологийта» опубликованной в 1998г. в г.София и его коллега историк-иследователь Пламен Петков, в документальном фильме «Българите-Стара Велика България», приводят документальное подтверждение захоронения хана Аспаруха в этих местах. В своих трудах они ссылается не только на рукописные материалы, но и на результаты раскопках могильного кургана, полученные в 1929г. археологом Гринченко на месте будущего города Запорожье. При раскопках обнаружены останки лошадей и 30 человек, захороненных по древнему тенгринскому обычаю путем сожжения. Среди найденных предметов Болгарского и Византийского происхождения - 1500 из золота и серебра, дорогое оружие, прямые болгарские мечи, военные знаки различия баилов - ближайшей свиты хана из болгарской военной знати. Но самой интересной находкой является личный скипетр хана Аспаруха, символичный знак серебряного орла держащего в лапах змею- олицетворение победы света над тьмой. По утверждению Пламена Петкова он достался хану Аспаруху в качестве трофея, при разгроме на территои Онгалы близ Румынской деревни Никулицел в 680 г.н.э. византийского войска Константина 1Y. Этот бесценный свидетель образования Болгарского государства прошел с ним славный путь побед и триумфа, до дня его героической гибели на нашей земле, и был захоронен вместе с ханом. Принадлежность этого предмета хозяину подтверждает штемпель с трилистником - знак рода Дуло обнаруженный на груди фигуры орла, и расшифрованная рядом старинная монограмма на языке древних болгарских рунов «Исперох» - белый всадник. Эта бесценная находка хранится в Запорожском краеведческом музее, и со всем найденным материалом еще требует своего детального изучения. Многие из раскопанных предметов идентичны найденным в Перещепинском захоронении хана Кубрата в Полтавской области, и во всем подчеркивают свое сугубо Болгарское происхождение. К сожалению материалы Вознесенского захоронения с советских времен бесполезно пылятся в хранилищах музеев Харькова и Днепропетровска. И только благодаря настойчивости директора Запорожского областного краеведческого музея Шаповалова Г.И. легендарный орел возращен в г.Запорожье и стал доступен исследователям. Для жителей нашего края, не зависимо от национальной принадлежности, все что связано с захоронением хана Аспаруха представляет немалую ценность. Именно поэтому общественности и административным структурам необходимо объединить усилия и оказать конкретную помощь Шаповалову Г.И. в его нелегкой работе по возвращению экспонатов в наш город. Такое мероприятие неотменено скажется благоприятно на исследовании и раскрытии тайны Вознесеновского захоронения. По всей видимости назрела необходимость создания общественного движения за восстановление исторической справедливости в этом вопросе.

В унисон с вышеизложенным трактуют теорию захоронения хана Аспаруха и материалы Википедии – свободной энциклопедии: «по версии некоторых болгарских историков могила хана Аспаруха найдена на берегу реки Днепр около деревни Вознесенка (Украина), которая в настоящее время является районом Запорожья. Несмотря на разные мнения, в настоящее время эта теория, скорее всего, является официальной государственной теорией и позицией Республики Болгария относительно хана Аспаруха, в доказательство и поддержку которой, в 2007 году мощи хана Аспаруха были перезахоронены на государственном уровне в церкви сорока Севастийских мучеников в городе Велико Тырново».

А у нас в нашем городе, неужели ничего не говорит об этом Великом государственном деятеле мирового масштаба. Неужели он ушел в вечность, так ничем не напоминая о себе, а может быть, все-таки напоминает? Экстрасенсами зафиксировано в центральном районе Запорожья мощное энергетическое поле, природа происхождения которого связана с гибелью в этих местах в отдаленные времена неопределенного количества ярких личностей, с потрясающе сильным биополем. Это особенно чувствуют на себе дикие животные, периодически пребывающие в Запорожском цирке, что зачастую сказывается на их неординарном поведении. Может быть, это неукротимый дух хана Аспаруха и его свиты, погибшие в неравной схватке в этих местах, ждут от нас своих потомков свершений достойных их памяти, требуют к себе заслуженного внимания, почтения и уважения. Кто знает, все может быть. В этом мире все гармонично взаимосвязано между собой, ничего само по себе не образуется и бесследно не исчезает, особенно внутренняя энергия таких ярких и сильных личностей, она через века способна материализоваться и дать о себе знак. Не знаю, как кто, а я после изучения материалов Пламенна Петкова, словно на яву вижу момент героической гибели этого гениального человека, и боль утраты кровоточащей раной сжимает сердце, слезы застилают глаза, комок в горле мешает говорить. Такое ощущение, словно я сам являлся непосредственным участником этих событий. А видится мне это так: 701г.н.э., берег Днепра в районе нынешнего города Запорожье, теплый летний вечер, солнце клонится к закату. Все произошло мгновенно, вот на переправившуюся, на левый берег Днепра свиту хана Аспаруха из засады, скрывающейся в зарослях прибрежной чащи, нападает огромный отряд конных хазар. Завязывается неравная кровавая схватка, боевой рог извещает об опасности. Баилы болгарские воины-аристократы высокого ранга, жертвуя собой, пытаются спасти хана, но один за другим падают сраженные стрелами и копьями. На помощь с противоположного берега наперекор быстрому течению вплавь спешат передовые отряды болгарской конницы, с разных мест несутся всадники ранее переправившихся отрядов. Но слишком не равны силы, слишком далеки спешащие к своему хану боевые соратники. Все меньше остается вокруг него верных товарищей, сам Аспарух ловко орудуя прямым болгарским мечом, увертываясь от ударов, бесщадно разит нападающих на него врагов. Но вот и он с последним из верных телохранителей падает сраженный одновременно несколькими стрелами и копьями. Передовые отряды болгарской конницы рядом, хазары поспешно покидают поле боя, преследовать их нет смысла. Все склоняются над ханом, он еще жив, несмотря на то, что тело его сплошная рана. Истекая кровью, теряя сознание, объявляет своим преемником сына Тревела, завещает похоронить себя на месте гибели. Наутро, не приходя в сознанье, он скончался. По древнему тенгринскому обычаю ему совместно со свитой отдают последние почести путем сожжения на ритуальном костре, останки хоронят на холме вблизи Днепра. После похорон болгарская конница долгое время не покидает место захоронения, маскируя его, кружится в ритуальном конном танце в пределах нескольких квадратных километров, превращает округу в однообразный пейзаж, истоптанный тысячами конских копыт. В течение продолжительного времени конные воины - самые близкие и преданные родственники из рода Дуло свято оберегают место захоронения, пока степная растительность сплошным ковром не покрывает место упокоения Величайшего Болгарина, создателя государства, которому суждено пройти долгий исторический путь до дня сегодняшнего. Что это сон, явь или бред? А может это голос генетической памяти, и один из моих древних предков действительно находился рядом с ханом Аспарухом в последние минуты его жизни. И мне само проведение пророчит заняться вопросом воздания ему последних почестей, строительством памятника. Не исключено что, именно с этой миссией я пришел в этот мир, неосознанно выбрал профессию строителя, приехал в Запорожье, живу и работаю в непосредственной близости от его места захоронения, поднимаю вопрос о воздании ему почестей. Что тут можно сказать и противопоставить, говорят, что жизнью человека управляют звезды. По всей видимости, звезды выбрали меня для этого, мне и выполнять предопределенное ими, что ж доверие нужно оправдывать. И что характерно, я хочу и знаю как это сделать, ибо вся моя сознательная жизнь готовила меня к этому. И хочется верить предначертанное будет выполнено. Но к сожалению, в знакомом мне окружении я не вижу инициаторов с блеском в глазах, готовых на жизненный подвиг ради этой великой идеи. Такое ощущение, что из 20млн. разбросанных по свету моих одноплеменников только я один живу этим. А один, как известно в поле не воин. Но надеюсь, что эти строки, затронут за живое истинных Болгар, готовых не только поддержать, но и дать развитие этому начинанию.


Материалы захоронения хана Аспаруха в г.Запорожье интересны, требуют изучения на профессиональном уровне. Несмотря на разные мнения и кривотолки с большой степенью уверенности можно сказать, что основная масса археологических и исторических исследований подтверждают версию о достоверности гибели и захоронения его здесь на нашей земле. В таком случае напрашивается вопрос, кто и по какой причине демонтировал памятник этому Великому человеку, кому он помешал, надеюсь не потомкам хазар, от рук которых он погиб. Не пора ли нам восстановить историческую справедливость по отношению к нему. Если будет дано добро, уверен инициативные Болгары разыщут памятник, на собственной спине перенесут и установят его на законное место. Считаю, что пора получить это добро, чего бы это ни стоило, и приступить к делу. Если я в чем-то ошибаюсь, имею ввиду насчет исторических трактовок, поправьте меня, но согласитесь, будущее не простит нам застоя в этом вопросе, именно поэтому нужно что-то делать. Многим нашим соотечественникам из стран СНГ на территории городов и сел Болгарии установлены прекрасные памятники, в их честь названы улицы и площади, о них помнят, их почитают. А названий улиц и площадей в честь болгарских государственных и общественных деятелей у нас я не встречал. Принимая во внимание, что огромный процент населения Запорожской области составляют Болгары, учитывая их весомый вклад в деле становления Запорожского края, сам по себе напрашивается для рассмотрения вопрос возведения памятника не только Аспаруху, но и всему Болгарскому народу-труженику, вложившего так много в эту землю. Этот вопрос давно назрел, его необходимо решать сегодня, пока есть, кому это делать. И если у нас осталась, хотя бы капля национального самоуважения, это обязаны сделать мы Болгары, проживающие на этой земле сегодня, ибо завтра будет поздно. Мы растворяемся среди русско-украинского населения и этот процесс вполне закономерен, противопоставить ему ничего невозможно. Именно поэтому нужно торопиться, время не ждет, оно работает против нас. 

Но, несмотря на факт демонтажа и исчезновения памятника, мне хочется уведомить широкую болгарскую общественность, что в Запорожье все-таки имеется место, где при желании можно уже сегодня почтить память основателю задунайской Болгарии хану Аспаруху из рода Дуло. И это место находится в двуустах шагах от Запорожского телецентра, напротив здания УМВД Украины в Запорожской области. Здесь под руководством Болгарского интеллекта, хозяйственной смекалки и предприимчивости, в 2000 году был возведен мемориал «воинам правопорядка, погибших в борьбе с преступностью в мирное время». Работая начальником отдела капитального строительства УМВД Украины в Запорожской области именно я, с самого начала, с момента возникновения идеи руководил организацией строительства этого объекта. В состав мемориального комплекса входит памятник со списками погибших работников органов внутренних дел и небольшая часовня в честь покровителя воинства Луки Крымского. Этот комплекс был построен по инициативе бывшего начальника УМВД Украины в Запорожской области Варенко В.И.,за счет добровольных пожертвований граждан и предприятий области. Место это является любимой зоной отдыха жителей города, его украшением и находится совсем рядом с захоронением этой легендарной личности. Я благодарен судьбе, что мне как инженеру-строителю выпала честь возглавлять строительство этого объекта. Вкладывая в него душу, я и не подозревал, что работаю и творю совсем рядом с местом захоронения хана Аспаруха, имя которого свято для всех нас. Не знаю, но чувствую, что-то связывает меня с этим Великим человеком, имя которого через тысячелетия заставляет учащенно биться сердце. Может это из-за любви к нашей общей истории, привитой в детстве бабушкой, кстати, в девичестве носящей болгарскую фамилию Дулова. Или что-то другое не знаю, но скорее всего это сильная генетическая привязанность к своим корням, так присущей нашему народу «кръвта вода не става», говорит сама за себя. К сожалению мимо меня прошло мероприятие установки ему памятника с позорным демонтажем, и акт перезахоронение его мощей. Но тем-то и жив человек, что он живет будущим. Надеюсь, что справедливость восторжествует, и жизнь все поставит на свои места. Памятник, установленный по решению второго Общеболгарского собора будет водружен на прежнем месте. А со временем его должен заменить мемориальный комплекс, посвященный истории Болгарского народа. И место это станет своеобразной Меккой для Болгар всех частей света, ибо каждый уважающий себя Болгарин считает своим долгом отдать долг памяти своим предкам. О такой исторической ценности может мечтать любая муниципальная власть мира, поэтому если болгарская общественность проявит инициативу, надеюсь, Запорожская мэрия отнесется с пониманием и выделит земельный участок в этом историческом месте под строительство. Но всем этим нужно заниматься, под лежачий камень вода не потечет. Я мечтаю и сочту за честь принять участие в безвозмездной акции по возведению этого мемориального комплекса. Надеюсь, среди нас Болгар найдутся не только инициаторы, но и талантливые скульпторы, которые тоже сочтут за честь внести свой безвозмездный вклад в это великое дело. А любое великое дело обеспечено успехом, только если оно творится безвозмездно по велению сердца. Только в таком случае появятся и источники финансирования и добровольные помощники, желающие оказать практическую, финансовую и материальную помощь. Поверьте, мне все это реально, через все это мы прошли при строительстве «мемориального комплекса погибшим сотрудникам органов внутренних дел». Я и по сей день, благодарен бывшему начальнику УМВД области Варенко В.И. Это его энергия и энтузиазм, вселили нам веру в неограниченность собственных возможностей, заставила поверить в себя. Мы коллеги, жители города и области с теплотой вспоминаем этого волевого энергичного руководителя и организатора. Он давно уехал от нас, а мы долго еще будем помнить его благодаря тому созидательному следу, который он оставил на Запорожской земле. В таких случаях говорят дорогу осилит идущий. Как тут не вспомнить поучительное обращение хана Кубрата к своим сыновьям, когда он на примере с пучком стрел показал им, что сила народа в единении. Отдельно каждый из нас одинокая стрела, которую намного легче сломать, чем весь пучок. Только сообща мы способны решить эту задачу, не такую уж и сложную, как она кажется на первый взгляд.

Хотелось бы, чтобы в этом мемориальном комплексе отразилась вся история нашего народа, личности Аспаруха и Левского, борьба за независимость и свободу, переселение на земли Украины, боевой и трудовой подвиг, на всех этапах включая день сегодняшний. Должно быть оставлено место для народной летописи и Болгар следующих поколений, ибо благодаря этому мемориалу болгарский дух пребудет в этих местах в веках. Учитывая близость месторасположения этого объекта к «мемориалу погибших воинов правопорядка» хотелось бы, получив поддержку от министерства внутренних дел Болгарии и болгарской православной церкви, возле существующей часовни установить памятную стелу, символизирующую единение болгарского и украинского народов. Здесь можно проводить культовые обряды и службу по погибшим воинам правопорядка со времен Аспаруха. Ведь он пролил свою кровь на этой земле, как государственный деятель, отдал свою жизнь в неравной схватке на поле брани, именно как воин. И молодожены - благодарные жители Запорожья, особенно из Болгарских семей, возлагая цветы к памятнику погибшим сотрудникам органов внутренних дел, смогли бы, пройдя двести шагов, почтить память своих славных предков, гордясь их ярким следом в истории, чувствуя свою непосредственную причастность к их великим делам. «Аспарух» с древнеболгарского трактуется, как «белый всадник». Созданный мемориал, находящийся в самом географическом центре территории, некогда освоенной Великой Булгарией, одновременно станет памятником всем Булгарским всадникам безвестно павших в неравных схватках древности. Их, не родившимся потомкам, которых сегодня нет с нами. Болгарским и Русским юношам, отдавшим свои жизни за святое дело освобождения Болгарии от турецкого ига, их ровесникам погибших на полях различных войн, в гитлеровских и сталинских застенках. Ребятам, канувшим в небытие в горах Афганистана, на полях сражений локальных войн современности. Хочется, чтобы этот мемориал стал украшением и символом нашего города, своеобразным шармом, его визитной карточкой, был бы размещен на месте достойном его исторической ценности. Я, как и большинство наших горожан, очень люблю свой город, его площади и скверы, неповторимый архитектурный стиль его зданий и памятников. Чего стоит знаменитая площадь им. Ленина, все здесь говорит само за себя. Тоже можно сказать и о площадях им. Поляка, им. Маяковского, Фестивальной. Но при этом, что можно сказать о площади Профсоюзов. Наших бывших соотечественников из стран СНГ таким названием не удивить. А гости из дальнего зарубежья по своей наивности могут даже задать вопрос. Мол, каких таких профсоюзов и чем они знамениты, если в их честь названа площадь в самом центре города. Если честно вряд ли кто сегодня способен ответить на этот вопрос. Название это площадь получила в честь Советских профсоюзов, которые были школой коммунизма. Но их у нас давно нет, да и коммунизм прекратили строить, как и начали, не спросив согласия у народа. Может быть, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, это ничего не значащее название давно себя изжило. Не пора ли дать этой площади новое имя, имя которое придаст нашему городу статус межнационального значения, откроет ворота в европейское сообщество, укрепит связи со странами СНГ. И тут, как нельзя, кстати, ее расположение говорит само за себя. Площадь, размещенная рядом с Запорожским телецентром, местом вероятного захоронения основателя Задунайской Болгарии хана Аспаруха, вполне достойна, носить его имя, а мемориальный комплекс, построенный здесь, облагородит и украсит ее. Даже если бы он и не был здесь похоронен, Запорожские власти из-за элементарного уважения к коренному болгарскому населению области, могли бы дать это имя центральной площади областного центра. И тогда рассказывая о достопримечательностях нашего города, любой из нас может с гордостью поведать о площади хана Аспаруха, создателе Задунайской Болгарии, территория которой в период его правления раскинулась от Балкан до наших мест, а река Днепр служила границей с этим древним государством. При этом уместно вспомнить историю распада Великой Булгарии и представителей племен, ушедших с каждым из пяти сыновей хана Кубрата в разные направления. Они образовали свои государства и национальности, их потомки наверняка проживают и гостят в нашем городе, и тоже будут иметь возможность считать своей святыней это место. А народы эти всем нам известны: это Кабардино-Балкарцы и Карачаево-Черкесцы, Казанские Татары, Башкиры и Чуваши, Болгары и Македонцы. Жест доброй воли по переименованию площади профсоюзов в площадь хана Аспаруха позволит укрепить дружеские отношения между странами и народами, проложит так ныне пропагандируемые туристические маршруты экскурсий через наш город. Это историческое наследие не менее ценно чем история Запорожского казачества, им будет гордиться не одно поколение Запорожцев. Надеюсь, Запорожская мэрия и депутаты горсовета не лишат наших потомков этой исторической справедливости, отнесутся с пониманием к этому далеко не рядовому вопросу, и он будет разрешен положительно в пользу здравого смысла. Такое решение непременно позитивно скажется на дальнейшем развитии межгосударственных отношений, определенно поспособствует курсу нынешнего правительства в деле развития культуры и туризма с республикой Болгария. К нашему всеобщему стыду в Запорожском краеведческом музее экспозиция болгарской культуры представлена очень скромно, а это целый пласт культуры 33 населенных пунктов области, выходцев из разных регионов Болгарии говорящих на разных диалектах, соблюдающие свои давние традиции и ритуалы, во всем обладающие индивидуальной историей. Об экспозиции периода Великой Булгарии 632-668г.н.э. и периода хана Аспаруха вообще сказать нечего, она попросту отсутствует. А то, что принадлежит нам по праву, предано забвению в запасниках Харькова и Днепропетровска, чтобы его вернуть в наш город еще необходимо побороться. При этом во многих болгарских селах только благодаря энтузиазму создателей в сложнейших условиях функционируют сельские музеи, экспонаты которых постепенно приходят в негодность. И все это культурное наследие Болгар Таврии вопит о сохранении себя для будущих поколений. А сохранить его могут только профессионалы Запорожского краеведческого музея, экспозиции которого так нуждаются в пополнении. Приезжая со всех частей света на могилу хана Аспаруха, гости непременно сочтут своим долгом посетить местный музей и ознакомиться с культурным наследием нашего народа и всего Запорожского края. Так что в этом направлении специалистам есть над чем поработать, а инициаторами в этом вопросе должны стать наши общественные организации, которые проводят свою деятельность под эгидой возрождение и развитие болгарской культуры. Так что возведение памятника хану Аспаруху во всех аспектах несет только позитив и общественную пользу. Почему бы власти не воспользоваться этим? Ведь для претворения, в жизнь намеченного всего-навсего необходимо оказать элементарное содействие, или, по крайней мере, не мешать процессу осуществления задуманного. Предоставив возможность болгарской общественности возвести памятник и благоустроить одну из центральных площадей, город только выигрывает – получает инвестиции на собственное развитие, развивает сферу туризма на своей территории. Краеведческий музей и болгарские общественные организации развивают культуру, наглядно на деле подтверждают свое научное и юридическое право на возвращение национальных святынь в наш город.

Думаю, что многие разделят мои взгляды, тем более что эта идея не нова. Насколько мне известно, одним из участников установки памятника Аспаруху в г. Запорожье был мой земляк Караклиец, человек с истинно болгарской душой, ныне усопший Дмитрий Данилович Тигов. Инициативу по установке памятника проявляет и другой мой земляк тоже Караклиец Стефан Дмитриевич Намлиев. По всей видимости, нам Караклийцам-самым северным Болгарам Приазовья из Гюновки и Радоловки чем-то близок и дорог образ хана Аспаруха, и по всей вероятности самой судьбой нам уготована почетная миссия претворять в жизнь идею возведения ему памятника на Запорожской земле. Для несведущих Кайраклия – самое прекрасное место на свете, старинное название нашего Болгарского села. В переводе с тюркского - «черная земля»/ чернозем/. Для многих из нас одновременно маленькая Родина и Большая Болгария. Именно здесь живут настоящие Болгары, дорогие моему сердцу, искренние и душевные люди - мои односельчане. Здесь родные могилы и все что до боли близко и дорого с детства. И где бы я ни был мысленно я всегда там, туда моя беспокойная болгарская душа всегда стремится, только там она находит уютный комфорт и успокоение.

Подводя итоги вышеизложенного, хочу отметить, что в переводе с древнетюркского название «Булгар» имеет два значения, интерпретируется, как «основной народ» и как «восставший народ». То и другое по сей день живет в характере нашей нации. Да мы всегда являемся основой, той плитовиной на которую можно положиться в трудные моменты истории и жизни, именно в такие сложные моменты и проявляется характер, завещанный нам предками, верю, в нас он живет и сегодня. А что касается второй интерпретации, учитывая ее актуальность сегодня, именно с ней в надежде на понимание, я и хочу обратиться к широкой болгарской общественности:

- Да восстанем же братья против своей косности, лени и безразличия, да возведем на месте гибели нашего славного хана Аспаруха памятник достойный его и наших славных предков. Увековечим тем самым их и себя в веках для будущих поколений, дабы не исчез с этой земли наш Великий Болгарский дух, навеки объединяющий Болгар всего света! Надеюсь, мое слово найдет свой отклик в ваших горячих сердцах и душах мои дорогие соотечественники и соплеменники. Прислушайтесь к голосу генетической памяти, к пульсирующей в ваших жилах древней болгарской крови. Они, как и мне, Вам все подскажут!

И.Ангелов г.Запорожье (Кайраклия-Гюновка)
Председатель движения «За восстановление исторической памяти Болгар»

Памятнику хану Аспаруху в г. Запороже быть! (част 2)

 

Статистика

Брой прегледи на съдържанието : 288643

Кой е тук

В момента има 31 посетителя в сайта

Модул за търсене

You are here: НАЧАЛО